• Авторизация

  • Поиск

    Найти на сайте: параметры поиска

Философия и Мистика. Есть ли отличия...

25 июня 2017 -
article1979.jpg

Сразу скажу, дорогой читатель, что заявленная мною тема слишком велика, слишком объёмна для короткого эссе. Но всё же… Я попытаюсь раскрыть эту тему в меру своих возможностей. Я оставляю за собою право постоянного редактирования этого эссе (да и остальных эссе, изложенных на этом сайте, тоже). Надеюсь, что дорогому читателю будет интересно несколько отвлечённо поразмышлять вместе со мною о Природе вещей. Итак, приступим.
Начнём с вопросов: что такое философия и чем она вообще занимается. Ответ несложен. Философия это… наука, точнее… не совсем наука, точнее совсем не наука, а способ восприятия — способ познания окружающего нас мира и нас в нём. Мы привыкли видеть мир и себя в нём опираясь на свои чувственные ощущения — чувственные образы — слепки с окружающего нас мира. Видеть мир в чувственных ощущениях это главная особенность нашего чувственного восприятия. Благодаря чувственному ощущению мы можем выделить себя из окружающего мира в некую самостоятельную сущность, которую называем своей личностью. В отличие от нашего обычного чувственного восприятия окружающего нас мира философия является восприятием абстракций — абстрактных слепков с окружающего нас мира. Наше непосредственное чувственное восприятие оперирует нашими конкретными чувственными ощущениями (ощущениями тепла, холода, расстояния, блаженства, боли и т.д.), а философия оперирует понятиями, в которых обобщаются накопленные в течение нашей жизни образы, созданные нашими чувственными ощущениями. Эти обобщающие понятия называются абстракциями. Абстракция это то общее, что присуще различным явлениям, предметам — сторонам нашего мира. Любое понятие является абстракцией. Так, например, назовем слово "груша". Никто никогда не видел "грушу", как таковую — абсолютную грушу, зато все видели множество отличающихся между собою груш. И вот выделив нечто общее из этого отличающихся друг от друга множества груш мы и получили некую абстрактную общую "грушу". Вот то общее, что мы выделили в этом множестве различных предметов и есть абстракция — обобщающее понятие. То же самое происходит и с математическими числами и другими математическими абстракциями. Никто никогда не видел число, как таковое, но зато все видели множество предметов, которые можно исчислять числами, используя для этого действия правила исчисления — математические абстракции. Что же это такое — число? Число это абстракция. Абстракция — это отвлечение. От чего же мы отвлекаемся? Мы отвлекаемся от различий исчисляемых предметов и этим отвлечением выделяем только то общее, что остается в этих предметах. И вот это общее, что осталось в результате отвлечения от различий, и называется понятием или абстракцией. Когда мы говорим, что у нас есть пять яблок, то автоматически подразумеваем, что эти яблоки принадлежат общему ряду одинаковых предметов, с главным различием между ними, которое описывается количеством этих яблок — числом пять. Если бы не было этого числа, то все наши яблоки стали бы одним яблоком — яблоком без различий. Где же используются математические абстракции? Они используются в естественных и точных науках. Математические абстракции позволяют смоделировать и описать очень сложные природные процессы. Это и понятно, ведь сами математические абстракции являются отражением реально существующих природных процессов — слепком реально существующих явлений.
Философия в отличие от математики, физики и химии рассматривает абстракции гораздо большей степени обобщения чем те, которые используются в перечисленных науках. Сейчас я приведу простенький пример рассмотрения таких вот философских абстракций. Не забываем, что абстракции это то общее, что присуще различным между собой предметам и явлениям. Итак, например, зададим простой вопрос: что есть общего между дуновением ночного ветерка и отвёрткой электромонтёра? Я мог бы задать любой иной вопрос насчёт общности различных явлений, но мне пришёл на ум именно вот такой вопрос. Я это говорю к тому, чтобы убедить читателя в том, что я не подтасовываю вопросы и ответы. smoke 
 На первый взгляд кажется, что между этими явлениями нет ничего общего. Но для философа эти явления имеют весьма и весьма много общего. Например, пространство. И ветерок и отвертка находятся в пространстве. Конечно же, есть ещё и время. И ветерок и отвертка движутся во времени — изменяются в течении времени и изменяют своё положение в пространстве. Кроме этого, и ветерок и отвертка имеют форму. Форма ветерка — это поток воздуха, а форма отвертки это её геометрическая форма. И ветерок и отвёртка состоят из атомов, то есть их форма что-то содержит в себе. Это означает, что и для ветерка и для отвертки существует некая абстрактная общая сторона, которая обозначается понятием содержания. Заметим также, что атомы из которых состоят и ветерок и отвертка, содержат в себе вещество и поле. Итак, из своего простенького вопроса мы получили уже такие философские понятия, как пространство и время, форма и содержание, вещество и поле. Но это ещё не всё. И ветерок и отвертка находятся в движении. Ветерок это движение воздуха относительно неподвижных предметов, а отвертка движется в руке монтёра, а вместе с ним и вокруг Солнца. Однако для подхваченного ветром листика этот самый ветерок выглядит неподвижным, а отвертка в кармане монтёра выглядит неподвижно по отношению к этому монтёру. Следовательно понятие движения для предметов, которые взаимодействуют друг с другом — относительно. А это означает, что движение относительно одних предметов является покоем по отношению к другим предметам. Таким вот нехитрым образом мы получили философские понятия относительности, движения и покоя. Итак, что у нас получилось в сухом остатке? Перечислим: 
1) Форма и содержание; 
2) Пространство и Время; 
3) Вещество и Поле;
4) Движение и Покой; 
5) Относительность и ? 
Чего то нам тут явно не хватает. Мы видим, что в этом перечне абстракций каждому обобщающему понятию поставлено в соответствие (точнее противопоставлено), отличающееся от него, противоположное понятие. И вот только понятию относительности пока не противопоставлено ничего. Пока не противопоставлено, но мы подозреваем, что такое противопоставление существует. Мы видим, что помимо перечисленных обобщающих понятий, которые мы выделили из своего, прямо скажем, примитивного вопроса, мы также получили ещё и понятие противоположности. Снова построим ряд философских понятий, который мы получили, рассматривая свой примитивный вопрос. Но в этот раз, опираясь на логику, мы дополним те понятия, для которых ранее не были указаны их противоположности. Итак, какие абстракции у нас получились? А вот какие: 

1) Относительность и Абсолютность.
2) Противоположность и Тождество.
3) Форма и Содержание. 
4) Движение и Покой.
5) Пространство и Время.
6) Вещество и Поле. 

Указанные абстракции называются философскими категориями или понятиями предельно возможной степени обобщения — наиболее общими понятиями. То есть этими понятиями можно описать бесконечное множество совершенно различных на первый взгляд явлений.
Мы видим, что все эти категории состоят из противоположных понятий — противоположностей. Противоположность же это то, что не является тождеством. Такое вот простое определение противоположности, а какие огромные перспективы у нас открываются при его использовании. Например, в указанном выше примере, ветерок является противоположностью для отвертки монтёра, равно как и сам монтёр является противоположностью для ветерка и своей отвертки. Мы видим также, что весь окружающий нас мир является огромным скопищем нетождественностей — противоположностей. И теперь мы можем смело утверждать, что наблюдаемый нами окружающий нас мир это есть единство противоположностей.
Вот так походя мы сформулировали главный закон диалектики.
Теперь нам совсем бы не помешало дать определение Реальности, как таковой, поскольку понятие Реальности также является философской категорией, которое описывает множество всех существующих и, на первый взгляд различных, но в то же время и связанных между собою явлений. Таким образом у нас получается, что Реальность это то, что связывает все существующие явления в неразрывное единство, и как мы уже знаем — в единство противоположностей. Однако достаточно ли этого определения для обозначения Реальности? Охватывает ли это определение ВСЮ Реальность? Что означает выражение "вся Реальность"? Это означает, что Реальность включает в Себя также ещё и свой Исток. И вот нам нужно разобраться в вопросе: охватывает ли определение Реальности, как всеобщего единства противоположностей также ещё и Исток этой Реальности? Ведь Исток Реальности и Сама Реальность могут отличаться друг от друга. Я уже говорил, что философия это способ восприятия Реальности в абстрактных образах. Теперь настало время дать определение главной цели или, другими словами, основной задачи философии. Основной задачей философии, как способа восприятия Реальности является поиск и нахождение Истока Реальности — Истока Бытия. Философия ищет Исток Бытия опираясь на абстракции, и, естественно, что и Сам Исток Бытия для философов является абстракцией.
Рассмотрим это поподробнее. 
Итак. Мы наблюдаем мир вокруг себя и себя в нём как чувственные образы. Исключительно как чувственные образы. Это означает, что наблюдаемая нами Реальность доступна для нас лишь в чувственных ощущениях. Мы наблюдаем в этой доступной для наших чувственных ощущений Реальности различные явления, которые характеризуются некоторыми общими свойствами: пространством и временем, формой и содержанием, движением и покоем, веществом и полем — то есть теми сторонами Реальности, которые мы абстрагируем в виде философских категорий. Явления, которые характеризуются философскими категориями мы называем объектами Реальности, а саму Реальность, которая содержит в себе такие объекты мы называем объективной Реальностью. Все объекты содержащиеся в объективной Реальности являются противоположностями — нетождественностями. Итак, что у нас получается? А вот, что. Объективная Реальность это доступное для наших чувственных ощущений всеобщее единство противоположностей. 
Но ведь наши ощущения не могут видеть всё? Не могут, конечно. Да это и не надо. Например, нам вовсе не обязательно непосредственно видеть микромир и элементарные частицы. Достаточно видеть то, что состоит из невидимых непосредственно элементарных частиц. 
В этом определении объективной Реальности наши чувственные ощущения стоят несколько особняком. Они как бы стоят в стороне от объективной Реальности. И это не случайно. Наши ощущения… не совсем наши. Эти ощущения являются также явлениями Реальности, но… не объективной, а субъективной. Ну… так её назвали, чтобы абстрактно отделить чувственные образы — ощущения, как таковые от явлений объективной Реальности, которые и создают в нашем сознании эти образы, как чувственные ощущения. Образы в чувственных ощущениях и сами носители этих образов — чувственные ощущения это синонимы. Где же находятся эти чувственные образы и, что они собою представляют? Мы, например, можем извлечь из своего физического тела несколько грамм вещества, но не можем извлечь из своего тела ни миллиграмма чувственного образа тепла или холода (образа, как такового, а не осциллограмму, которая фиксирует наличие этого образа в объективной Реальности). Но если наши чувственные образы невозможно представить в форме вещества или поля, то это означает, что наши чувственные образы не подчиняются законам объективной Реальности, а подчиняются иным законам и относятся к иной Реальности — к субъективной, которая характеризуется несколько иными общими сторонами, отличающимися от общих сторон объективной Реальности. 
Что же такое Реальность как таковая? 
Очевидно, что Реальность как таковая это неразрывное единство объективной и субъективной Реальностей. Но есть ли общая сторона для объективной и субъективной Реальностей? Ведь именно эта общая сторона и имеет право называться Реальностью как таковой.
Да. Такая общая сторона имеется. Объективная и субъективная Реальности не являются тождествами, но связаны между собой неразрывно. Что означает "неразрывно"? Это означает, что если вдруг исчезнет одна из сторон, то с нею исчезнет и другая сторона. Это важное утверждение и мы возможно ещё увидим, что оно в применении к Реальности имеет право на существование. Итак, какова же эта общая сторона для объективной и субъективной Реальностей? Объективная Реальность это Реальность создающая образы — ощущения. Субъективная Реальность это вместилище образов — ощущений, как таковых. Для простоты можно сказать, что объективная Реальность это Реальность, создающая образы в нашем сознании, а субъективная Реальность это Реальность, содержащая внутри себя чувственные образы, и эта субъективная Реальность и содержит в себе наше сознание. Эти две Реальности не тождественны, то есть являются противоположностями. Они же находятся в единстве. Значит для этих Реальностей имеет место общая сторона под названием единства противоположностей. И теперь мы можем сказать, что Реальность как таковая это всеобщее единство противоположностей.

Продолжение следует. 

Страницы: 1 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий

Уси-Уси – сайт обо всём живом, пространстве и времени

Внимание Ваш браузер устарел!

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! К сожалению браузер, которым вы пользуетесь устарел. Он не может корректно отобразить информацию на страницах нашего сайта и очень сильно ограничивает Вас в получении полного удовлетворения от работы в интернете. Мы настоятельно рекомендуем вам обновить Ваш браузер до последней версии, или установить отличный от него продукт.

Для того чтобы обновить Ваш браузер до последней версии, перейдите по данной ссылке Microsoft Internet Explorer.
Если по каким-либо причинам вы не можете обновить Ваш браузер, попробуйте в работе один из этих:

Какие преимущества от перехода на более новый браузер?

  • Скорость работы. Веб-сайты загружаются быстрее;
  • Веб-страницы отображаются корректно, что снижает риск пропуска важной информации;
  • Больше удобств в работе с браузером;
  • Улучшена безопасность работы в интернете.